
Музейное окружение. Антиквариат в интерьере
Дмитрий выступил экспертом по интегрированию антиквариата в современный интерьер для ежегодного журнала Elite Estate.
«Использование антиквариата в элитных интерьерах является устойчивым трендом», — говорит архитектор Дмитрий Мудрогеленко. - Во-первых, его ценность и качество проверены временем. Во-вторых, такие предметы чем старше, тем дороже. В-третьих, антикварная классика остро смотрится в современных геометричных интерьерах и наоборот.
Дмитрий Мудрогеленко по просьбе «ДП» назвал несколько сегодняшних трендов.
Современное прочтение антикварных элементов — это классика в хайтечной обработке: матовые перекраски элементов декора, новые окантовки старинных предметов способны сделать интерьер актуальным надолго.
Другая тенденция - это использование архитектурного антиквариата: шпингалетов, рам, наличников, пилястров. «Особенно это характерно для европейского рынка с его богатым наследием. Там старинные дома аккуратно разбираются и продаются по частям. Причём не только очень древние, но и XX века с барельефами эпохи модернизма», — рассказывает дизайнер.
По мнению Дмитрия Мудрогеленко, сегодня включение в новые интерьеры Петербурга и Москвы литографий и гравюр на архитектурную тематику становится обязательным.
В России сохранилось много копий работ Василия Садовникова, Михаила Махаева и других художников.
Данный тренд придаёт интерьеру тональность высокого интеллекта и благородства.
Шинуазри (использование приёмов и мотивов, характерных для китайского искусства). «Это особый питерский стиль, обожаемый Екатериной II, пришедший к нам из Франции XVIII века. Китайская ширма из дерева с ручной росписью и элементами из бронзы придаст интерьеру утончённую изысканность», — поясняет архитектор.
Мидсенчури (модернизм середины ХХ века). Это предметы, остро выражающие главенствующий на тот момент стиль — модернизм.
Данный тренд характерен для европейского интерьера высокого стиля, но проникает и в Россию. Адептами тренда являются Galeri Kreo в Париже и Nilufar Gallery в Мила-не. Ежегодно проводимая выставка PAD Paris/London прекрасно его иллюстрирует.
«Здесь скорее вопрос личного вкуса и предпочтений владельца интерьера: кто-то без ума от дворцового ампира в золоте, кто-то — от изысканного модерна, — говорит эксперт. - Сейчас стали чаще добавлять единичные старинные предметы в лаконичный современный интерьер. Это смотрится очень стильно».

Интерьер пентхауса в Санкт-Петербурге. Рама, Франция 19 век, реставрация, однотонная покраска, полуматовый лак, зеркало с фацетом современное. Санкт-Петербург, 2024г. DZM architecture
По словам Дмитрия Мудрогеленко, гравюры и литографии русского рисовальщика Садовникова с видами Петербурга могут стоить в пределах 60-70 тыс. рублей. А вот подлинник Махаева с оригинальным Казанским собором большого размера (примерно 1 м на 60-70 см) будет оценён в 250-270 тыс. рублей.

Интерьер Bijoux, на столе литография Садовникова Вид на Инженерный замок со стороны Летнего сада. 1830-ые. Обои – Fornasetti, Санкт-Петербург, 2023г. DZM architecture
По оценке Дмитрия Мудрогеленко, использование в дизайне элитного жилья предметов XVIII-XIX веков может стоить порядка 1 млн рублей, в целом же стоимость отделки интерьера с использованием антиквариата начинается примерно от 300 тыс. руб./м?. «С финансовой точки зрения антиквариат в интерьере не особо затратен. Стоимость производства современных элементов, обладающих схожей художественной ценностью, не ниже. Это объясняется тем, что сегодня используются другие технологии, а мастерство, с которым выполнены антикварные предметы, является достоянием лишь единичных специалистов», — говорит эксперт.


Интерьер квартиры в доме на Захарьевской ул. На стене работа Голландского мастера.
Живопись в антикварной раме, 17 век. Санкт-Петербург, 2021г. DZM architecture
Дмитрий Мудрогеленко не соглашается с тем, что санкции привели к проблемам с поставками антиквариата (хотя, к примеру, вторичный рынок мебели в США развит гораздо сильнее, нежели российский, а блошиные рынки Европы, как уже отмечалось, исправно поставляли к нам различные антикварные вещицы). Архитектурный дизайнер обращает внимание на то, что период XVIII-XIX веков в России был богат на различных мастеров, соответственно, поиск их работ, поиск предметов, выполненных в то время, может дать рынку интересные образцы антиквариата. «Санкции заставили нас посмотреть внутрь себя, посмотреть на нашу историю», — говорит Дмитрий Мудрогеленко.
Предмет из коллекции Nilufar Gallery, Milano. 2018г. 1948-51гг.

Elite Estate. Деловой Петербург